Драгрейсинг глазами очевидца, или Как проходят уличные гонки в БеларусиЗнаменитый «Форсаж» («The Fast and the Furious») справедливо называют фильмом, который пробудил интерес нашей молодежи к уличным гонкам. И по сей день для многих понятие «стритрейсинг» – это сложившийся стереотип о ночных и обязательно нелегальных заездах, движении большой колонной и соревнующихся на городских светофорах «рейсерах». Чтобы попытаться понять людей, увлеченных гонками, почувствовать атмосферу скорости и азарта, а также для развенчания стереотипов, корреспондент «Знаменки» отправилась в Быхов, где уже традиционно проводятся официальные соревнования по драгрейсингу.Перед стартомЕще задолго до старта в закрытый парк начали заезжать автомобили-участники, один своим ходом, других привозили на лафетах. Только новичок успевал припарковаться, как его тут же окружала толпа интересующихся и сопереживающих. Некоторые водители гордо открывали капот и выставляли на обозрение мощь своих авто, другие скупо и нехотя отвечали на расспросы о технических «фишках». Побродив по этой пестрой «выставке» и послушав во многом непонятные разговоры спецов, я поняла, что соревнования будут азартными и непредсказуемыми, ведь эти «Vokswagen», «Mitsubishi», «Honda», «Audi» уже значительно опередили по мощности своих «одноконвеерников» (хотя внешне их отличали только гладкие шины с низким профилем).
Далее началась генеральная уборка. Из салонов выбрасывалось все «лишнее»: сиденья для пассажиров, обивка, панели. Думаю, ну зачем фару-то выковыривать? На что дилетанту подробно объяснили: «в гоночных автомобилях должен быть более интенсивный воздухозабор, для этого широкий патрубок выносят в отверстие, которое обычно закрыто правой фарой».
Кто они – рейсеры?Как выяснилось, рейсеры – в основном молодые люди, поэтому нельзя сказать,что такое хобби появляется от избытка средств. Среди них можно встретить и сотрудников компьютерных фирм, и программистов, и даже... бухгалтеров. А рвущиеся из-под капота «лошади» визг шин, рев выхлопных труб – не однодневный каприз. Лишь действительно увлеченный человек будет настойчиво, в десятый раз перебирать агрегаты, просить знакомого токаря расточить цилиндры двигателя, искать ценное электрооборудование и мчаться за 200 километров ради нескольких заездов.
– Как правило, стоковый автомобиль (в заводской комплектации и без каких-либо серьезных доработок. – Прим. авт.) к гонкам серьезно дорабатывается, причем готовых подходящих деталей нет. Приходится все делать своими руками, просить помощи у друзей и знакомых, – говорит владелец «Mitsubishi Colt» Алексей. – А обходится доработка минимум в 2,5 тыс. у.е. Дадите вы мне еще 10 тысяч, я и им найду грамотное применение. Что же касается времени, то над этим автомобилем мы трудились больше года.
Кстати, на вопрос о цели участия в гонках многие респонденты не сразу ответили. Задумавшись, практически все находили один и тот же веский аргумент – «хочу быть первым». Значит, пресловутая мужская жажда первенства и страсть к технике... Однако драгрейсинг привлекает и представительниц прекрасной половины человечества.
– Гонками я увлеклась года полтора назад, прошла курсы экстремального вождения, – рассказывает перед стартом пилот красивой «Honda» Юлия Зятина. – А сегодня передо мной стоит задача только принять участие и понять, как необходимо готовить автомобиль к предстоящему сезону. В этом мне помогают друзья, которые также неравнодушны к уличным гонкам. На самом деле, единомышленников много. В Минске, Борисове, Кобрине... Но самый преданный и дорогой болельщик – моя дочь Иляна.
Педаль в пол!Пожалуй, самый волнующий момент – первый заезд. Сложно передать тот взрыв адреналина, который испытали 12 тысяч зрителей, собравшиеся на аэродроме. Резкий прыжок машин со старта, стремительный разгон – и уже финишная черта. На подходе к ней скорость автомобилей превышала 180 км/ч.
Соревнующиеся авто в зависимости от объема двигателя и уровня доработок выступали в пяти классах, а пары в заездах определялись жеребьевкой. И только по воле случая рядом могли оказаться тюнингованный ВАЗ-2101 и «BMW 320». А теперь представьте себе реакцию тех, кто наблюдал за победным финишем легенды советского автопрома! В этой непредсказуемости – изюминка драгрейсинга. Жигули обходит на дистанции «Audi», а невзрачный, но очень быстрый «Пыжик» («Peugeot 307») выигрывает все заезды в классе. Что же определяет результат гонки – характеристики автомобиля или мастерство пилота?
– Конечно, очень многое зависит от машины, – убежден Герман Минец, который на «Honda CRX» выиграл соревнования в SL-классе (объем двигателя до 1800 куб. см). – Задача водителя – не «засидеться» на старте. Причем, просто «топить» педаль – неправильно, ведь из-за этого передние колеса пробуксовывают, теряются драгоценные доли секунды. Но самое главное – справиться со своими нервами.
Здесь было как всегда в спорте: неожиданные победы, обидные поражения, триумф малоизвестных участников и внезапные неудачи признанных фаворитов. Однако с уверенностью можно сказать, что организаторам удалось превратить это мероприятие в зрелищное и запоминающееся шоу.
– Признаюсь, что и город, и организаторы не совсем были готовы к таким массовым соревнованиям, ведь 12 тысяч зрителей для районного центра – это очень много, – рассказывает организатор соревнований Дмитрий Кожуро. – Однако все службы сработали оперативно, потому и гонки завершились успешно. Хочу отметить растущий интерес к нашим соревнованиям со стороны общественности и прессы. А то, что мы привлекаем к сотрудничеству профессионалов своего дела, еще раз доказывает, что у драгрейсинга в Беларуси есть будущее.
СПРАВКА «ЗН». Драгрейсинг – состязания легковых серийных и серийных доработанных автомобилей на дистанции 402 метра (1/4 мили).
В соревнованиях приняло участие 64 машины, причем некоторые выступали в двух классах.
Анастасия ПУШКИНА, фото Максима ПРУПАСА, «Знамя Юности»