Аккумулятор
В связи с нестабильностью выработки и расхода электрической энергии, совместно с малыми ветроустановками используются аккумуляторные батареи. По критериям цена и доступность, в самодельных конструкциях выбор ложится на кислотные стартерные аккумуляторные батареи. В моей практике я использую старые батареи от автомобилей, которые уже не могут выдавать большой ток необходимый для работы стартера, но не один год могут служить в качестве промежуточного накопителя. Тем более что они уже ничего не стоят, а друзья даже рады, когда я их забираю. А место их установки меня не регламентирует.
Что желательно знать об аккумуляторе.
Активная масса положительных пластин в заряженном аккумуляторе состоит из двуокиси свинца PbO2, а активная масса отрицательных пластин из губчатого свинца Pb. Плотность электролита заряженного аккумулятора в зависимости от времени года и района эксплуатации колеблется в пределах 1,25-1,31 г/см3.
При работе аккумулятора на разряд, происходит химическая реакция, и активная масса отрицательных пластин преобразуется из губчатого свинца Pb в сернокислый свинец PbSO4.. При этом, активная масса положительных пластин аккумулятора преобразуется из перекиси свинца PbO2 в сернокислый свинец PbSO4. В процессе Реакция происходит при одновременном выделении воды H2O, и плотность электролита соответственно уменьшается с 1,25-1,31 до 1,09-1,15 г/см3.
Таким образом , плотность электролита при 100%-ном разряде уменьшается на 0,16 г/см3, следовательно, в период разряда аккумулятора уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует снижению емкости аккумулятора на 6%. Приблизительно остаточную емкость можно определить по напряжению на клеммах не подключенного к нагрузкам аккумулятора.
Заряд батареи,% Напряжение,V Плотность электролита
100 12,70 1,265
95 12,64 1,257
90 12,58 1,249
85 12,52 1,241
80 12,46 1,233
75 12,40 1,225
70 12,36 1,218
65 12,32 1,211
60 12,28 1,204
55 12,24 1,197
50 12,20 1,190
45 12,16 1,183
40 12,12 1,176
35 12,08 1,169
30 12,04 1,162
25 12,00 1,155
20 11,98 1,148
15 11,96 1,141
10 11,94 1,134
5 11,92 1,127
0 11,90 1,120
Следует также учесть, что при понижении температуры электролита на 1 градус емкость батареи уменьшается примерно на 1 процент. Таким образом, емкость батареи при 25 градусах мороза наполовину меньше, чем при 25 градусах тепла. Указанную зависимость следует учитывать при выборе места хранения аккумуляторной батареи. Так же за счет саморазряда, батарея теряет 1% своей емкости за каждые сутки хранения при отсутствии подзарядки.
При разряде аккумулятора более 75 % от его емкости наступает сульфатация пластин (образование на поверхности активного вещества, кристаллов сульфата свинца), что приводит к необратимым химическим процессам и выходу аккумулятора из строя.
Во время заряд аккумулятора, химическая реакция происходит в обратном порядке. Как только активная масса пластин преобразуется в PbO2 и Pb, плотность электролита перестает повышаться. При дальнейшем заряде будет происходить только разложение воды на водород и кислород, ее испарения, и как следствие, увеличение плотности электролита. Поэтому при снижении уровня электролита, необходимо доливать только дистиллированную воду.
Зарядку кислотных стартерных аккумуляторов стоит производить постоянным током не превышающим 10 % номинальной емкости аккумуляторной батареи и напряжением не превышающим 14,2 v .
Например:
если вы заряжаете разряженный аккумулятор емкостью 55 А/ч, то подключив к клеммам регулируемый блок питания, начинайте с 11v увеличивать напряжение, контролируя амперметром протекающий ток, который не должен превысить 5,5А. Напряжение при этом может составить всего 13v. По мере уменьшения зарядного тока постепенно увеличивают напряжение. При достижении напряжения 14,2v и токе 5,5А прекращают увеличивать напряжение, и при снижении тока заряда до 0,8 – 1 А можно считать аккумулятор заряженным. Но чтобы не тратить столько времени на контроль заряда, применяют стабилизаторы напряжения с ограничителем тока.
_________________ КАСКО на "ТАСК"е - хлам полный
|