ЮМБР писал(а):
Только-только одного направил на путь истинный, тут уж други овцы заблудились...
Не от сжатия воспламеняется дизельное топливо, не от сжатия.
...убей меня, но мне ни разу не понятно, как свечи накала увеличивают(или уменьшают) сжатие на холодном дизеле...
Давайте по порядку:
Пары дизельного топлива, именно ПАРЫ, а не дизельное топливо в жидком виде, в смеси с воздухом в определенной концентрации могут воспламениться при определенной температуре. Кроме того, эти самые пары с тем самым воздухом в той самой концентрации способны САМОВОСПЛАМЕНИТЬСЯ при определенной температуре, если мне память не изменяет, что-то около 600-650 по Цельсию.
Получить такую температуру в цилиндрах двигателя можно множеством разных способов, но самые простые из них - поместить в цилиндр что-то очень горячее или сжать смесь паров дизельного топлива, воздуха и выхлопных газов до такой степени, что они от сжатия нагреются до температуры самовоспламенения дизельного топлива.
И я вас попрошу - не заблуждайтесь сами и не сбивайте с пути истинного других...
Правильно из этого только "САМОВОСПЛАМЕНИТЬСЯ при определенной температуре".
Смесь ПАРОВ в дизеле не сжимается, она создается попозже. Принцип работы несколько иной: сжимается только воздух, и не в 10 раз, как у бензинки, а в 40 раз, при этом разогреваясь до температуры самовоспламенения соляры. В нужное время в такте сжатия в цилиндр форсунка впрыскивает порцию топлива, по возможности сильно его распыляя (летом лучше, зимой хуже). Опять замечу, что давление в рампе бензинки 3 атм, а у дизеля топливный насос высокого давления создает 100-200 атм для хорошего распыления. Вот это топливо и самовоспламеняется.
Теперь дальше. Поскольку коленвал дизеля из-за высокой степени сжатия провернуть проблематично (вспомним: ручка на дизеле вообще не предусматривалась), а в таком виде, как я описал, для пуска дизеля его надо провернуть не один десяток раз, заводились дизели, да и сейчас мощные заводятся с помощью пускового бензинового мотора (а он-электрическим стартером), для того чтобы хватило силы долго крутить к/в дизеля. Для легковых машин это неприемлемо, поэтому для надежного пуска холодного дизеля предусмотрены свечи накала, и от них-то, нагретых докрасна, и зажигается соляра. Не работают эти свечи - не беда, если емкости АКБ хватит покрутить секунд 10-20, дизель все-равно заведется.
Еще напомню, как работает дизель-молот: на сваю надевают поршень, а тяжелый цилиндр, бабу то есть, поднимают лебедкой вверх и он свободно падает, при этом воздух сжимается и разогревается, в конце хода вниз нажимается рычаг и впрыскивается соляра. Пока она самовоспламенится, несколько раз иногда приходится поднимать цилиндр, ну а дальше - чух, чух, чух - и свая пошла вниз. И никакого электричества, зато гарантированно всё и всегда работает.
Из-за степени сжатия 40 дизели гораздо более экономичны. Бензинки тоже хочется сделать более экономичными, поэтому их степень сжатия тоже поднимают с 7-8, при которых можно было применять низкоктановый бензин 66, 72, до 12 под бензин 95-98. А вот больше хотелось бы, но нельзя - бензиновая смесь неизбежно детонирует, то есть взрывается, и это в общем-то предел сжатия.
На супер современных дизелях может быть и ставят какие-либо детонационные датчики, но чего не видел, того не видел, да и не слышал, что на дизелях есть проблема детонации.