Небольшой отчетик как можно заменить радиатор (или термостат, или выполнить другие работы, связанные с сливом охлаждайки) - при этом сохранить фактически всю жидкость и почти не запачкаться ею
. Фото не будет - как-то в процессе было не до него, да и на деле все проще пареной репы..
Дано: F3N 740, Р-19 2 фаза. Задача - сменить радиатор по причине сопливости последнего. Жидкость нужно сохранить, так как свежая. Вариант слива "по книжке" через нижний патрубок не интересен, так как под ним находится пластиковая защита, и половина жидкости по ней растекается в стороны, кроме того - нужна яма.
Решение. Отключаем разьемы от датчика и вентилятора, если проводка закреплена - отцепляем и убираем хвост в сторону. Снимаем стягивающую пружину на креплении бачка жидкости ГУР, разводя крепление опускаем бачок вниз и отводим его к блоку двигателя (освободив шланг из крепления если оно есть). Бачок висит на своих шлангах. Откручиваем 4 самореза и снимаем раму с вентилятором. (В принципе эти операции можно и опустить, просто места для дальнейших действий будет немного меньше, а неудобств от этого - чуть больше.)
Теперь подходим непосредственно к жидкости. Берем полуторалитровую ПЭТ бутылку, и далее есть два варианта - либо обрезаем ей горло, получая длинный ровный стакан, либо если есть подходящаяя воронка, которую можно вставить в горлышко бутылки - то можно обойтись без ножа, это даже удобнее. Открываем крышку расширительного бачка. Подставляем наш сосуд под верхний патрубок радиатора. Освобождаем хомут и начинаем аккуратно потихоньку его стягивать. Как начнет капать жидкость - ловим ее в сосуд. Рулим процессом, одной рукой держа верхний резиновый шланг, другой держим сосуд. Минут за 5 сливается вся жидкость из бачка и верхнего шланга, к этому времени шланг уже полностью стягивается с патрубка и жидкость из него выливается полностью. Набегает на этом этапе где-то полтора литра, в случае если сосуд меньшего обьема - можно по его наполнению натягивать шланг обратно и сливать жидкость куда-нибудь в канистру.
Этап второй. Из верхнего патрубка ничего не течет - ложим шланг сверху на патрубок радиатора. Под патрубок снова подкладываем нашу бутылку - и начинается главное шаманство
Теперь можно воспользоваться каким либо источником давления (насос, компрессор для накачки колес) - в этом случае понадобится некая пробка, через которую можно будет создать повышенное давление в бачке. Я обошелся тряпкой, накинутой на горловину, и глубоким вдохом (да, жидкость ядовита, поэтому дышать не ею, а воздухом, не облизывать губы, сразу после процесса вымыть с мылом довольную результатом физиономию..
) Аккуратно дуем в бачек наблюдая струю жидкости из патрубка. Контроллируя давление управляем потоком, чтоб он сохранялся в таре, а не разлетался по всему подкапотному пространству. Полуторную бутылку я сливал за три-четыре глубоких вдоха. Таким способом из радиатора сливается еще литра три жидкости (причем к концу первой полтарушки процесс немного видоизменяется - надо дуть чуть сильнее, сначала в радиаторе слышим булькание, а затем вверх поднимается жидкость и начинает литься струей). Процесс считаем законченным, когда кроме булькания в радиаторе других последствий подачи давления нет.
Теперь можно аккуратно снять шланг с нижнего патрубка (в случае демонтажа радиатора - сначала освобождаем его верхнюю часть из креплений и приподнимаем правую сторону, чтоб оставшаяся в радиаторе жидкость стекла от патрубка) - из него выльется пару грамм, а если сразу приподнять шланг вверх - то можно избежать и этого. Я упирал оба шланга в щланг воздухозаборника - за счет упругости они хорошо держались пока возился. Сняв радиатор - сливаем из него оставшиеся грамм 200 жидкости - и все, дело сделано! 5 литров жидкости готовы для повторной заливки обратно в систему
Дальше делаем наши дела с машиной, собираем обратно систему охлаждения, обжимаем хомуты на патрубках и заливаем жидкость. Тут еще один маленький секрет - если на клапане термостата (речь о F3N) нет микроклапана - тонким сверлом в 2-3 мм просверливаем отверстие - это позволит залить всю жидкость в систему и избежать процедуру развоздушивания. Главное лить жидкость в бачок медленно, не переливая выше метки MAX. Залив литра 4 - уровень начнет подниматься - заводим машину, даем поработать минут 5 с открытой крышкой бачка - выгоняется воздух из печки,уровень начнет падать - доливаем "на ходу" оставшуюся жидкость, не дожидаясь открытия термостата. Можно залить выше максимального уровня и закрыть крышку - когда откроется термостат - уровень упадет до минимума (выгонится оставшийся воздух из радиатора и верхнего патрубка). Глушим, пару минут ждем, медленно аккуратно открываем бачек и доливаем оставшуюся жидкость (ведь если ее всю слили из системы -значит вся должна и обратно войти
) Ну и если уж пролили при разборке - доливаем свежей жидкости до нормы...
При необходимости работ с термостатом достаточно слить литр-полтора (из бачка и верхнего патрубка) - после чего можно спокойно снимать термостат. При этом снимать вентилятор не обязательно - просто не совсем удобно будет подставлять посуду под патрубок. Вариант с воронкой тут удобне, так как ее край можно подсунуть вплотную к радиатору