При замене тормозных дисков на моем Сафране обратил внимание на плачевное состояние шаровых шарниров и начало кончины подшипников.
Вердикт –МЕНЯТЬ!!!
Закупляем необходимые запчасти:
Шаровые опоры
Рулевые наконечники
Ступичные подшипники
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1821802vlv.jpg)
А так же запасаемся тем, что может пригодится для замены:
Съемник ступичных подшипников – вроде как от Москвича
![Изображение](https://autoby.biz/i/f/301-.jpg)
Железки с болтами –крепят рессоры у грузовиков
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1821790aiw.jpg)
А так же П-образный профиль, шпильки на М10, гайки и прочие мелочи.
Собрав это все и подготовившись морально (неоценимую помощь в моральной поддержке и консультациях оказал smalenski-
за что ему отдельное СПАСИБО!!!) – отправился на дачу, где есть простор для творчества и удаленность в 200км от дома является не плохим стимулятором
Начал с левой стороны –на нее у меня ушло ДВА дня –из них основное время ушло на поиски и вырезание нужных железок. Так, например, что бы просверлить всего три отверстия в куске рессоры у меня ушло часа три.
Поэтому опишу процесс на примере правой стороны.
Итак:Прежде чем поднять домкратом авто и снять колесо –сорвите колесные болты и ступичную гайку. Делать это удобно с помощи насадки на вороток и головки на 30 обильно облив гайку ВДшкой
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846113pri.jpg)
Сняв колесо, откручиваем два болта на 18 крепления тормозного суппорта. Суппорт подвешиваем на проволоку за пружину аммо.
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1845988cuv.jpg)
Открутив два винта TORX 40, снимает тормозной диск и откладываем его до лучших времен
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1845989csf.jpg)
Откручиваем до конца, сорванную заранее, ступичную гайку. Если она не хочет откручиваться по хорошему, действуем по плохому –сооружаем упор для ступицы
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1845999kyx.jpg)
Откручиваем болт на 10 фиксирующей скобы провода датчика ABS, винт TORX 30(крепеж датчика) и снимаем датчик. Хотя меня многие предупреждали, что обычно датчик обычно ломается –мне удалось его снять не поврежденным –предварительно залив его WDшкой.
Датчик левой стороны
Датчик правой стороны
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846012lck.jpg)
Откручиваем и отсоединяем рулевую тягу
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1845996pzf.jpg)
Так же желательно отсоединить от аммо тягу стабилизатора поперечной устойчивости – косточку. Я этого не делал и испытал при сборке определенные неудобства.
Откручиваем две гайки крепления поворотного кулака к стойке аммо и выбиваем болты
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1845998lkj.jpg)
Отведя кулак на себя и в бок, вытаскиваем зубчатый вал полуоси из ступицы
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846003wnp.jpg)
Возможно, что у кого то удара молотка через проставок будет не достаточно и придется использовать подходящий съемник.
Откручиваем гайку крепления шаровой опоры и ударом молотка выбиваем ее.
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846008jjl.jpg)
*При разборке выяснилось, что все пыльники шаровых шарниров установлены от Жигуля на проволочные хомуты
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846094fvt.jpg)
При этом люфт шаровых опор визуально составлял 0.5мм без нагрузки.
Снимаем защиту с поворотного кулака
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846018sye.jpg)
Для удобства снимаем пыльник шаровой опоры
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846021mkr.jpg)
И приступаем к ее выпресовке.
Вначале я изготовил съемник на основе резьбовых шпилек, куска рессоры и железок, купленных ранее
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1845977lmv.jpg)
Для выпресовке съемник еще худо-бедно работает, но для запрессовки новой шаровой он не подошел –срезало резьбу, поэтому конструкция претерпела изменения и получила гидравлический привод в виде китайского домкрата на 4 тонны.
Вот как это работает при выпресовке:
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846025ueo.jpg)
Детали съемника
Две резьбовые шпильки М10 длинной около 40см, с установленными между ними распорками
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846031nmc.jpg)
В середине верхней пластины нужно тоже просверлить отверстие 10мм –оно понадобится при запресовке
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846033fvk.jpg)
В качестве материала поперечин идеальна старая рессора –одно плохо –сверлится она очень тяжело.
Деталь 1
Деталь 2
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846030sbu.jpg)
*Если высоту сделать на 3см больше, то не придется сверлить отверстие в середине верхней пластины.
Деталь 3. Понадобится при запрессовке.
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846035wsx.jpg)
*Все размеры приблизительные –подбирались из того что было и подгонялись по месту.
Вот вариант родного Реновского съемника
Вариант 1
![Изображение](https://autoby.biz/i/f/300.gif)
Вариант 2
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/3056593luo.jpg)
Собираем съемник в несколько иной последовательности и облив место посадки ВДшкой –загоняем новую шаровую опору на место
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846045yqg.jpg)
При этом резьбовая часть шаровой проходит в отверстие в верхней пластине
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846042dam.jpg)
С шаровой покончили и
переходим ко второй части Марлезонского балета –
к замене ступичного подшипника.
Оправкой из МЯГКОГО металла выбиваем ступицу из подшипника
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846051bmj.jpg)
Делаем болгаркой надрез на оставшейся части внутренней обоймы подшипника, надкалываем ее зубилом и снимаем
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846053gyk.jpg)
Издержки болгарки
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846054rkj.jpg)
Старые подшипники были той же марки что и купленные новые
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846061jni.jpg)
Приспособа была сделана по наводке
ЮМБРа – за что ему спасибо РиУ!!!
Использовал пару кусков П-образного профиля длиной 50см, и четырех шпилек М10 длиной 50см.
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846049upt.jpg)
Две шайбы по стрелке -от Москвичевского съемника.
Деталь 5. Кусок трубы диаметром 14см
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846093cpo.jpg)
Вместо 4 тонного китайского домкрата откопал в сарае старый отцовский домкрат Сделано в СССР на 10тонн – ему лет 20-30, но он в абсолютно исправном состоянии.
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846048aol.jpg)
Вынимаем внутреннее стопорное кольцо подшипника
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846057srq.jpg)
Собираем агрегат и легко и непринужденно выпрессовываем подшипник –если бы это было так легко как написать, но 10тонный домкрат рулит
![По уставу :ustav:](./images/smilies/po_ustavu.gif)
.
Деталь 4.
Для запрессовки использовал внешнюю обойму старого подшипника на которую надел разрезанное кольцо от Москвичевского съемника. Высота кольца немного больше обоймы –подогнана так, что бы кольцо едва доставало до стопорного кольца на подшипнике.
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846062lhd.jpg)
Для облегчения запрессовки –смазываем подшипник маслом.
Собираем приспособу в другой последовательности –загоняем подшипник на место
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846074wmb.jpg)
*определить, что подшипник сел полностью позволяет кольцо надетое на деталь 4 –усилие на домкрате при этом в разы возрастает, но само кольцо не позволяет сломать стопорное кольцо на подшипнике.
Надеваем старое стопорное кольцо с другой стороны подшипника
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846081gqs.jpg)
*При этом старое кольцо нужно аккуратно снять с подшипника и очистить от грязи.
В установленный подшипник запрессовываем ступицу
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846089ovj.jpg)
При этом под деталь 2 нужно подложить шайбы –что бы не вылезла внутренняя обойма подшипника
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846091vsm.jpg)
Откладываем собранный поворотный кулак до лучших времен.
И
переходим к отложенному на десерт рулевому наконечнику.
Прежде чем откручивать старый наконечник, нужно измерить расстояние, например, от насечки под ключ на рулевой тяги до середины верхней чашки шарнира
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846098oer.jpg)
Выкручиваем стопорный болт и удерживая тягу ключем на 13 откручиваем наконечник. Если он не поддается –нужно ему помочь, раздвинув пропил с помощью зубила(под наконечник при этом нужно подложить чурбачек).
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846101eub.jpg)
Новый наконечник без сложностей закрепляем на место, не забыв отмерить по нему контрольное расстояние
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846106sza.jpg)
*Не забыв при этом затянуть стопорный болт.
Начинаем сборку в обратной последовательности.
Насаживаем на шаровую опору поворотный кулак и вставляем в ступицу зубчатый вал полуоси (вставлем не до конца –что бы удобно было закручивать гайку).
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846107tig.jpg)
Что бы гайка шаровой не проворачивалась нужно наживить хотя бы один болт крепления кулака к стойке аммо.
Закрепляем оба болта крепления аммо и зажимаем от руки ступичную гайку.
Закрепляем рулевой наконечник
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846108ikn.jpg)
Что бы его гайка не проворачивалась -можно осадить его молотком через проставок.
Ставим на место датчик ABS и скобу его провода.
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846110mwr.jpg)
*Что бы облегчить снятие датчика в следующий раз –я обмазал его смазкой ШРУС –на фото выше видно как ее выдавило на установленном датчике.
Ставим тормозной диск…
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846111qdm.jpg)
…тормозной суппорт
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846112uuj.jpg)
Одеваем колесо и затягиваем ступичную гайку
![Изображение](https://autoby.biz/i/f4/1846113pri.jpg)
Я затягивал в два приема –сначала слегка приопустил авто и подтянул гайку, а потом уже опустил машину полностью и уже до конца затянул гайку.
ВСЕ!!!!!!!!
![Exclamation :!:](./images/smilies/icon_exclaim.gif)