таки поменял я свечки в своей машинке.. На одном норвежском сайте нашел инструкцию в картинках. Небольшой отчет:
1. Снимаем кожух мотора, крышку воздушного фильтра и подводящую воздух трубу.
аккумулятор можно не снимать, он не мешает, но отключить нужно.
2. Можно открутить катушку передних трех свечек и поменять их.
Сделав это мне стало страшно... во-первых катушка:
частично залатана эпоксидкой, но есть и открытые трещины
((
по каталогу экзиста новая катушка (точнее блок из трех двухвыходовых) стоит за 300 уе, так что залил трещины герметиком
Второй "ужас" - масло (или масло с водой?) в двух свечных колодцах:
откуда блин? Это надоумило меня глянуть уровень масла.. По щупу выше максимума на 2 сантиметра!! И о чем я думал?? Глянуть свелое ли масло ума хватило, а вот на уровень даже и не смотрел...
((( Помоему эту машину кто-то ненавидел.. в бачке гидроусилителя тоже жидкости было под пробку, а вот антифриза ниже минимума..
3.
Снимаем тепловой экран (что-то тряпчатое, полуразлажившееся).. На фотке 1-кой отмечено несколько пластиковых защелок на которых он держится, в реальности их около пяти-шести, и запрятанны они очень хорошо... благо снимаются более-менее легко (откручиванием). Справа к одной из защелок приделан еще фиксатор для трубки - не поломать. Отогнуть скобу (номер 2) достаточно сложно, она очень жесткая. Самое сложное на этом этапе - вытащить экран. Он много где буквально сросся с машиной, особенно под этой дурацкай скобой. Винты показаны 2х13 -- пока еще не долезешь.
4.
снимаем тросик газа.. Эти три болта сверху под звездачку оказались самыми "тугими", но в принципе ничего страшного... Единственное -- когда их закручивал обратно, уранил биту куда-то вниз... с концами
(( Привод круиза (или что это?) отщелкивается легко, и болтается как будто вообще ни к чему не привязан (хотя круиз работает, проверял). Справа сверху за дросселем видны две трубки (толстая и тонкая) - я их тоже снимал, бо оно прикручено к коллектору (хомуты стоят под отвертку). И слева есть еще одна тоненькая трубочка, которую тоже нужно отключить. Откручиваем пластиковый кабелегон с ВВ проводами. Спереди все просто - один болтик на 10.
5. Теперь сзади.. самое гадкое.. Я это делал в позе "морда на лобовом, руки где-то внутри неестественно вывернуты, работают на ощупь". Слева есть небольшое расширение, куда пролезает рука левая - суем по плечо, и обогнув коллектор можно дотянуться до винтиков (но ключем подлезть мешает петля для снятия мотора), справа мешает все, опять же по плече суем руки, и обогнув дроссель тоже можно дотянуться пальцами и пощупать гайки. Берем ключик на 10 и на 13 поменьше (у меня были в наборе длинные, упирались, взял покороче - дело пошло).
6. Сперва скручиваем вторую гайку фиксатора ВВ проводов (там гайка, не болт, был бы болт не остался бы торчать и было бы проще крутить второй).. потихонечку, не психуя по 1/8 - 1/16 оборота за раз, потому что ключ можно держать только правой рукой (слева мешает петля), а справа он упирается в корпу сверху, трубки кондиционера снизу. Трещеткой подлезть туда тоже наврядли -- слишком мало места. Ессесна так как я не ожидал гаечку, оно упало вниз, слава богу проволилось до земли. Потом так же на триннадцать винт который крепит заднюю часть коллектора к петле. Вот отмечено расположение винтов:
3.
7. Левый винт вроде ближе, но тоже плохо. Ключем не подлезть, только головкой на 13. Зато влезает трещетка. Даже большая. Машают топливные шланги, я открутил их фиксатор чтобы можно было сдвинуть в сторону. По одному щелчку за раз, откручиваем последний "слепой" болт.
8. Самое простое. Снимаем разъемы спереди:
3.
Откручиваем кабелегон перед коллектором (слева сверху):
Можно сам кабелегон не вскрывать, главное открутить от двигателя -- его придется туда-сюда смещать и говорить про него всякие слова, бо мешает жутко.
Выкручиваем основные болты коллектора (7 штук, 4 длинных три коротких)
9. Опять секс. Сзади на коллекторе еще два разъема:
Они с проволочным фиксатором, нажимаем на проволочку и стягиваем. Но все это в слепую. Я немного смещал коллектор чтобы было проще руку сунуть.
После того как разъемы сняты, можно вытягивать коллектор. Через налево у меня не вышел (чуть затолкал обратно), через направа уже проще.
10. Сняв коллектор снимаем планку с ВВ проводами, и меняем свечки (там слава богу было сухо). Нужна длинная свечная головка для трещетки, лучше с резинкой или магнитом -- сложно свечки выковырять из колодцев.
11. Чистим коллектор от следов старой прокладки, ставим новую, собираем все наместо. Вот так вот коротко еще часа полтора работы.
Вообще у меня все это заняло почти 6 часов (плюс я еще уровень в гур привел в норму 3мл шприцем
). Сделал большую ошибку -- не купил новую прокладку (просто не нашел на этот мотор на некрасова), решил что и старая сойдет.. не сойдет, разлажившаяся на нет:
пришлось посадить на герметик (на нем было написано что в том числе и для установки впускных коллекторов). Думаю при первой же возможности нужно поменять на нормальную прокладку.
Свечки стояли обычные бош, по виду страшные -- сами черные, керамика вся в рыжем налете. Поставил НГК иридиум, машинка аж запела. (раньше на холостых колбасило ее жутко).
Коллектор весь внутри в масле -- видимо последствие прелива масла
Следующий на очереди термостат, слава богу по мануалу мотор снимать не надо
А вот ГРМ придется рисковать до НГ или даже весны наверное... пока денег на него нет, еще зимние колеса покупать надо.. На французком сайте нашел фотоотчет о замене ремней со снятием двигателя. Было одно упоминание что человек сам поменял ремень без снятия мотора (дословно: "сложно, но можно"), но я так понял рассказать "как" он не собрался
..может вообще ляпнул неподумавши.
Кстати там же прочел забавный метод для натяжения ремней: у оффициалов ест спец.прибор для проверки натяжения (помойму seem называется). Меряет он частоту колебаний ремня после того как его "дернули" пальцами. Есть технота в которой расписано на каком моторе где дергать, и сколько должно быть герц. Так вот французы-эспасаводы предлагают банально записать на диктофон, или сразу на ноутбук и в аудиоредакторе померять частоту без всякой спецприблуды
А вообще, кому-нибуть интересно про мой эспас читать?