Модернизация салонного стоп-сигнала Megane Classic после 1999г. выпускаПредыстория. Французы – загадочные люди. На Меганы до 99 года ставили салонный стоп на 4-х лампочках.
После 99 стали экономить и установили одну лампу с системой призм.
Мне совсем не нравился свет этого стоп-сигнала, поэтому хотелось сделать нормально и по световому потоку
и по виду. Первая мысль была заполнить площадь окошка сверхяркими светодиодами, диаметром 10мм. Купил на
пробу штук 15. Светодиоды конечно «лупят» ого-го, но при малейшем уходе наблюдателя с оси, яркость сильно
падает (очень узкая диаграмма направленности). Получается, что сигнал торможения хорошо будет видно только
автомобилю, который едет позади в той же полосе. При этом штатные стопы на кузове видны и с соседней полосы.
Поиски излучателей продолжились. Интернет привел меня к SMD диодам типа 5050 (в них 3 кристалла в одном
корпусе). Купил на ленте 18 штук, в надежде, что теперь яркости и светового потока будет достаточно.
Но заводской рассеиватель стоп-сигнала портил всю картину. Если диоды приближать к нему, то свет выглядел
18-тью точками, а если удалять, то засветка была равномерная, но яркость значительно падала (получались те
же яйца, что с лампочкой, но внутри теперь диоды). Почитав ещё форумы, выяснил, что серьезные разработчики
используют отражатели совместно со светодиодами. В Минске совсем глухо с покупкой отражателей, поэтому
пришлось купить у китайцев целый стоп-сигнал и расколоть его на запчасти (примерно $12).
Аккуратно распилил отражатель на нужные мне сегменты, расширил напильником отверстия под SMD5050. Собрал,
установил, включаю. В квартире светит достойно. Рисунок, как у корейцев, потребляемая мощность маленькая.
Красота! Поставил на машину, и вроде всё хорошо, но чего-то не хватает. Поездил месяц и понял, что не хватает
того самого светового потока. Нет такого эффекта, как от дополнительного стопа у современных, более дорогих
автомобилей. Вздыхаем, понимаем, что деньги потрачены зря, но не отчаиваемся. Начинаю искать что-либо
значительно более мощное и нахожу. Эмиттеры, мощностью 1 Вт, с максимальным потоком 40 люмен. Вот только на
радиорынке никто их возить не хочет, объясняя отсутствием спроса. Снова обращаемся к китайцам и находим 20 шт
по цене около $10. Через почти месяц это чудо приходит из-за океана. Опять начинается все с нуля. Подгонка
отражателей, напайка светодиодов на плату (поскольку приваривать нечем, то в процессе пайки 5 кристаллов
было испорчено из-за перегрева), выбор драйвера (резисторами такие мощности не запитаешь). Было принято
решение включить все мощные светодиоды последовательно. По ширине стопа их располагается 11 штук.
При этом снимаются все вопросы с разбросом протекающего тока, потому что разброса в последовательной цепи
нет. Падение напряжения на одном диоде около 2.4В, поэтому на цепочке падает 26В. В автомобиле напряжение
бортовой сети до 15В, поэтому необходим повышающий преобразователь с ограничением тока. Выбираем MC33063,
задаем диапазон входных напряжений 8-16В, считаем, паяем, проверяем. Ток в цепочке диодов получился около
270мА, что соответствует мощности около 7Вт. При этом до максимальной мощности светодиодов (11Вт) есть запас.
Просматривая схожие решения на специализированных форумах, заметил, что мало кто заботится о защите
преобразователя от обрыва нагрузки. Выяснил, что в моей схеме при обрыве любого светодиода, напряжение
на выходе достигает 115В, цепочка естественно гаснет вся, транзистор раскаляется за 30 сек, а дальше ждать
смысла нет (100% сгорит). Получается, что при обрыве цепи и нажатии на педаль тормоза более 30 сек, возможен
«пшик». Защиту сделал в лоб: купил 15 стабилитронов типа IN4728 (3.3В 1Вт), отобрал из них 11 штук, близких
по параметрам, и припаял параллельно каждому светодиоду. СтОят все 15 стабилитронов $1. Идея такова, что при
нормальном режиме 2.4 В недостаточно для открытия стабилитрона, а при обрыве любого диода ток начинает идти
через свой стабилитрон, напряжение на этом участке поднимается до 4.2В, и все остальные сегменты продолжают гореть.
Итог: потратил кучу времени, довольно значительную сумму денег, несколько раз переделывал всё с нуля.
Проще наверное было купить б/у стоп от Ауди))) Но и мой фонарик тоже светит достойно. Приобрел неоценимый
опыт в разработке «правильного» светодиодного света.
Цель данного отчета: предостеречь любителей самодельной светодиодной оптики от моих ошибок,
чтобы люди брались сразу за более сложный, но достойный вариант.
Первые 4 фото на выдержке 1/60с, 5-я на 1/100с.
1. Штатный стоп
2. 18 шт SMD5050 в удалении от штатного рассеивателя
3. 11 шт SMD5050 с отражателями
4. Эмиттеры 1Вт с отражателями
5. Пункт 4 в корпусе и с выдержкой 1/100с.