Цитата:
Это страшное слово "присадки"
Кстати, о присадках. Что это такое? Все слышали, все боятся...
Сегодня присадки составляют около трети себестоимости топлива, причем это нормальный, "штатный", регламентированный стандартом ингредиент. Вопрос в том, какие именно присадки содержит топливо на АЗС. Во все автомобильные времена химики ломали головы: что бы еще такое добавить в бак, чтобы машина ехала лучше. Или дешевле.
Присадок в мире - несметное множество. Они применяются в разных целях - антиокислительные, моющие, смазывающие, но чаще - высокооктановые, для повышения детонационной стойкости топлива (то есть октанового числа бензина).
Например, профессиональные гонщики добавляют в бензин метанол. Он применяется в качестве растворителя, как добавка к моторному топливу, а также как самый высокооктановый (октановое число 150) бензин. Мощность мотора возрастает на 20 процентов, выхлоп экологически безвреден, а двигатель служит дольше, чем при работе на бензине. Единственный, но непреодолимый пока недостаток - непомерная токсичность самого топлива. 30 мл выпитого метанола смертельны для человека.
Разумеется, присадки не всегда используются легально. Криминальный мир изобрел миллион способов заработать на "левом" топливе. Ослиной мочой бензин уже не разбавляют - XXI век как-никак. Но и без нее не скучно. В бензин добавляют нафталин (500 г на 10 л = прирост октанового числа на 3-4 единицы), загрязняющий форсунки двигателя. Добавляют молибден, смолу пиролиза. Подмешивают множество других присадок на основе марганца и железа, от которых на свечах образуется токопроводящий нагар (итог - "убитые" уже через полторы-две тысячи километров свечи). Хороший пример - ферроцен, дешевый ($0,012 за 1 грамм) порошок рыжего цвета, нескольких граммов которого достаточно, чтобы из литра А-76 сделать Аи-95! Нетрудно подсчитать, что на производстве липового бензина можно заработать неплохие деньги, не вкладывая ни рубля в приобретение оборудования и не платя акцизов. Достаточно одного весла и двух рук, чтобы размешивать "бензин" в цистерне.
Фальсификат на АЗС поставляют "лесные братья", подмешивающие разные присадки в кондиционный бензин где-нибудь в придорожном лесочке. Взять "алхимиков" с поличным сложно. К тому же часть фальсифицированного топлива "приезжает" к нам из России: граница открыта, да и декларировать бензин на таможне не нужно.
Однако все это касается "левого" бензина. Добавлять тот же ферроцен сверх нормы (37 мг/1 л по некоторым ТУ) на большом нефтеперерабатывающем заводе никто не станет: на предприятиях есть собственные ОТК, которые следят за качеством, есть представители заказчиков. Да и госнадзор не дремлет. Специально перенастраивать оборудование для выпуска пары сотен тонн некачественного топлива при годовом выпуске нескольких сотен тысяч тонн попросту невыгодно.
Гораздо проще подыскать легальный способ снизить себестоимость производства. Самая популярная присадка из "легальных" - метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). По распространенному мнению производителей, эфир безопасен для двигателей. Чего не скажешь об окружающей среде. В США, например, добавлять в топливо такие эфиры запрещено из-за риска отравления грунтовых вод. В России концентрация МТБЭ в бензине не должна превышать 15 процентов. У нас, согласно ТУ 38.401 58-176-96, - не более 8 процентов в бензине Аи-95. В жару эфир быстро испаряется из бака, отчего октановое число бензина может снизиться, но автомобилям с системой улавливания паров топлива эта проблема не страшна.
Амиловые эфиры (ТАМЭ) - также сильные антидетонаторы с октановым числом 100. На Московском НПЗ уже действует первая в России установка по производству амиловых эфиров.
Часто встречается так называемый модифицированный бензин - Аи-95, полученный из Аи-92 добавлением газового конденсата. По исследовательскому методу он действительно может иметь октановое число 95, а значит, соответствовать ГОСТу. Проблема в том, что этот газовый конденсат по своим параметрам не подходит для современных двигателей...
На рынке совершенно легально продаются и покупаются сотни самых разных присадок. В Интернете можно отыскать немало рекламных объявлений типа "продаем рецептуры приготовления бензинов": А-76 из прямогонного, Аи-92 из А-76, Аи-95 из Аи-92, "предлагаем стабилизирующие присадки для повышения октанового числа" и т.п. При этом, если верить рекламодателям, на всю продукцию есть сертификаты, то есть технические условия Госстандарта. Но комплексных лабораторных исследований присадок толком никто не проводит - это слишком дорого. Предсказать, как их применение отразится на состоянии автомобиля, невозможно. Эффект (положительный или отрицательный) зависит от конкретной машины и конкретной присадки. И если уж вы постоянно используете топливо сомнительного качества - совершенно не факт, что вам помогут какие-то присадки, которые вы будете заливать самостоятельно.
Топливная химия - сложная штука: небольшое улучшение одного свойства смеси (скажем, октанового числа) неизбежно влечет значительное ухудшение других свойств. В руководстве к вашему автомобилю что сказано? Заливать бензин или бензин с присадками? То-то! Не думайте, что вы умнее автопроизводителя - лучше поищите хорошую заправку и лейте в бак просто хороший бензин.
очень древняя статья в старом журнале....